Cossack Казак

Теги
Крым Сагайдачный Науменко Назаренко Украинское реестровое казачество мигранты донские казаки казаки Дон Юдин казачество Водолацкий Эстонское казачье товарищество Анатолий Шевченко Андрей Грицков Лемнос эмиграция Русская Голгофа Гражданская война Белая армия Казакия круг ЧОКО Каледин Новочеркасск Мелихов Дело Бекетова Армения памятник МАКО Рязань ЦКВ терские казаки перепись Волгоград джигитовка Еланская мемориал музей Ставрополье Сирко геноцид Приднестровье ЧКВ Оренбург Дутов ОКВ конгресс Кубанский казачий хор Кубань ККВ Кавказ Медведев реестр ДКР МКО Ессентуки Украина черноморцы Спас ВВД Азовское осадное сидение Азов «Казачья воля» суд АКВ Аргентина Илья Чаповский фольклор казачий Старочеркасская фестиваль Ростов Колодежное Воронеж Германия Казаки России Испания язык Александр Таболаев Копанский Юрий Пономарев Борис Мелехин Кущевская Абхазия Казачий Народ обращение Австралия генетика Калитвинская Чернецов словарь Россия Туроверов Гундоровская Горячеводск Крымск саратовские казаки Новохоперск Всемирный конгресс казаков Ставрополь никель Хопер иностранный легион Атаманский пернач шашка Лиенц Борис Алмазов Петербург Новороссия Блазнин кизяки

Хазары

Хазары
Самое древнейшее известие о Хазарах находится в летописях грузинских «В хронике Вахтанга», где говорится, что в 2302 году по сотворению Мира, вторгнувшиеся в теснины Дербента и Дариеля, они опустошили Грузию и Армению.

Достоверные сведения с хазарами находятся в летописях армянского историка Моисея Хоренского: «В последнее царствование Валарсака Хазарские и Безелийские народы ворвались в ворота Зурские (при Каспии), под предводительством царя Венасепа-Сургака и проникли даже за реку Куру, в 198 году н. э., но были встречены войском Валарсака и были разбиты, но в последующем сражении «у ворот» Валарсан был убит. Сын его Хозрой вторгся в землю Хазар и победил их, взяв в заложники по одному человеку со ста. В 310 г. н. э., в царствование Тиридата, хазары вторглись в Армению, но снова были отбиты.

Стремление на Юг, из диких степей к прекрасному климату, изобилию произведений природы, образованности, было постоянством истории хазар.

В 375 году нахлынули ужасные гунны и заставили хазар отойти к Кавказским горам. Освободившись от ига гуннов, могущество хазар начало быстро увеличиваться и владения их простирались на Юг до р. Аракса. Дальнейшее продвижение было остановлено Персидским государем Кабад-династии Сассанидов. На границе земли Ширван, он построил огромный вал с 300 башнями, а сын его Пуширван-Справедливый — крепость Дербент. Но в 626 году хазары всё же прорвались через вал в Персию и подвергли её ограблению, имея на своей стороне союз с императором Византии Гераклием.

Но, в это время, в Аравии совершился великий переворот. Воспламенённые фанатизмом Аравитяне, готовы были, во славу своего пророка, завоевать целый мир; оружие их гремело повсюду. Хабиб-Ибн-Муслиме, полководец Османа, на берегах Ефрата разбил соединённые войска Аланов, Абхазов и Хазар, овладев Тмфлисом. Другой полководец, перейдя через Дербент, при Беленджере, атаковал хазар, но был убит и с ним погибло свыше 4 000 мусульман в 651 году н. э. После этого настают чуть ли не постоянные кровопролитные сражения, на протяжении 80 лет. Мусульмане стремились к захвату Земель и народов по ту сторону Кавказа, а хазары, защищая своё, желали захватить Армению.

В 730 году Хазары прошли Дербент и вторглись в Азербейджан и разбили мусульман; предводитель их Джаррах был убит. Хазары опустошили Азербейджан, взяли Ардебил, и разъезды их появились в окрестностях Мосула. Но, вскоре войско халифа Гешема, пользуясь тем, что хазары распространились отдельными отрядами, стало разбивать их по частям, принудив хазар отступить поспешно.

Гешам поселил в Дербенте 14 000 Сирийцев.

В 764-799 г. г. хазары делали набег на Армению. Но знаменитый Гарун-Эр-Рашид заставил хазар отказаться от своей цели — захвата Армении. Так кончилась борьба двух народов Европы и Азии.

Тогда хазары обратили своё оружие на своих соседей с Запада и Севера. В 642-668 г. г. - царствование императора греков Константина II, они изгнали с Черноморья болгар, овладели частью Тавриды, наложили дань на славян, полян, северян, радимичей и вятичей. На Днепре хазары основали город Киев, посадив наместником Кия, по имени которого и был назван город.

Владения хазар были от Каспийского моря до берегов Днестра, и от Чёрного моря до берегов Оки и Камы до Волги. Византийские императоры всячески заискивали перед хазарами. Так, например, Юстиниан-Риногимат в 708 году женился на дочери Хакана Феофании, а в 732 году Констинтин Копроним — на дочери государя хазарского, славной в Византийских летописях Ирене.

В 786-809 г. г., в царствование Гарун-Эр-Рашида, евреи, притесняемые в Греции, удалились к хазарам и, видя простоту этого народа, предложили свою веру. И хазары, находя её лучше собственной веры, приняли её ( историк Ибн-Эль-Эсир Джезери).

Дикая храбрость, доселе поддерживавшаяся исламизмом, исчезла и хазары утратили свой воинственный дух и с IX столетия могущество их стало ослабевать. С Востока начали напирать дикие печенеги и другие тюркские народы, а с Северо-Запада Варяжские князья Днепровские. Набеги Печенегов заставили их в 834 году построить на берегу Дона крепость, при поддержке императора Феофила, который нарядил целый флот с материалом и послал своего шурина инженера Петрону во главе этой строительной экспедиции. Крепость была названа «Саркел».

В 860 году часть хазар приняли христианство.

Этническое племя хазар исторической наукой ещё не установлено, - принадлежали ли они к тюркским племенам или смешались с иранскими племенами. Что же касается другого их названия «Казар», то оно расшифровывается чисто лингвинистически , а именно: после завоевания Боспорского царства римлянами, включая и всё Приазовье, эти владения считались провинцией Кесаря-Цезаря римского, и монеты для оккупированной зоны чеканились с надписью «Кайсария». Это наименование существовало свыше 1 000 лет.

Путешественник Вильгельм Рубрикус писал: «страна называлась «Кесария», что значит - «Цезария».

Как сказано выше, Гунны смели со своего пути Аланов и заставили хазар, касогов, кассаков, касаров, адыгейцеы-черкасов отходить к Кавказским горам. Донским жителям отходить на Север, на левый берег Донца, вместе с частью Аланов. В Закавказье оставался резерв Казахов, в междуречье р. Аракса и р. Куры, где и до нестоящего времени существует город «Casacx» - в произношении греческом «Казах», а в твёрдом татарском: «Казак». Трёхтысячелетний период не стёр это название казачьих предков.

Уходя из Приазовья местное население, безусловно, несло в своих сердцах идею своего царства, хотя бы и под капиталистическим режимом Боспора. Ведь царями Боспорского царства были не греки, а избранные из местного населения. Боспор просуществовал тысячу лет. Его образ запечатлелся в душах основных жителей. Многие поколения прожили там: на Дону, в Азаке, в Фанагории, в Тома (будущая Тьмуторокань), Георгии и Пантикапеи, вполне обеспеченно, трудом и зароботками, благосостояние расцветало, города и поселения были благоустроены, и всё это родное: быт, общественные порядки, приближающиеся к демократическому устройству, нажитое благосостояние пришлось бросать врагам-паразитам.

С великой тоской и ненавистью уходили наши предки к горам, но в душе они несли чувство горения вернуться и восстановить вновь спалённые очаги.

И действительно, как только окончилось гуннское владычество, которое освободило, между прочим, наши степи от пришлых готов, болгар и торков.

Начинается всегосударственное возрождение, под именем «Хазарии».

Таким образом наши предки на Северном Кавказе и Приазовье вновь стали наследниками Касарии и Боспора, создав с хазарами сильную федеративную державу.

Хазары сами по себе, по своей малочисленности, не могли бы создать такую мощную империю, которая к VI веку являла собой полный расцвет и могущество от р.р. Камы, Волги, через Дон до Днестра включительно. Главной основой — фундаментом её строения были народы Касарии, но не хазары. И, действительно, в Хазарской федерации были различные народы, не только по религиозным возрениям, по языку и облику. Были черноволосые — признак хазар — скифского происхождения, были белолицые — признак северо-кавказцев, хотя и с чёрными волосами или шатены и таковых было большинство. Однако, царственный род в Федерации исходил от хазар. Кто был первым каганом до Сургака — неизвестно. Но роль каганов была лишь скрепляющей звенья Федерации. Каган царствовал, но не управлял. Первым правителем был выдвинут в помощь Кагану, с титулом Хана (царя) Зибель. Заместители Кагана впоследствии командовали армией, объявляли войну, заключали мир и были в действительности фактическими царями.

Таким был и Зибель, сопровождавший со своей 40-тысячной армией императора Византии Ираклия в Персидском походе. За услугу, Ираклий возложил на голову Зибеля свою корону и обещал выдать за него свою дочь Евдокию.

Зибель, по видимому, был из царских родов местного Кавказского племени. Мог он выйти из среди Аланов, сильных в былом своей организованностью.

Хазарская федерация оказалась довольно прочной, ибо основой её были те племена, которые начиная с Бронзового века имели большой государственный опыт. И в неписанной Конституции этой державы, именно и чувствовалась воля местного населения. Зависимость народов державы, по отношению правительственной власти, выражалась лишь в небольшой дани и военной помощи. Во внутренние дела народов власть не вмешивалась и они пользовались полным самоуправлением. Пройдут века, до XX включительно, но казаки такого самоуправления не встретят.

В Хазарии были: болгары чёрные и волжские, угры, племена финнов, остатки готов, греки и славяне; из последних поляне платили дань до начала X века; северяне, радимичи и вятичи тоже платили дань.

Английский этнолог (наука о племенах) Хаворт, в статье: «Черкасы и белые Кхазары» утверждает, что Хазария зародилась на Северном Кавказе, то есть там, где вождями местных народов были Черкасы, в лице Касогов (казаки), кабардинцев, кабаров и категорически утверждает, что никто другой не мог быть первым организатором Хазарского царства, ибо имя их «Кассаки или Касоги» созвучно с именем Хазары.

Имя Черкасов в истории настолько слилось с понятием о Касогах и Казаках, что часто в хрониках, без особого пояснения, нельзя понять о каких именно черкасах идёт разговор. Даже летописец Нестор говорит, что казаки имеют много обычаев схожих с черкасскими, а военную тактику они унаследовали вместе с именем Кассаков и Касогов.

Имя «кассак» у Константина Багрянородного имеет определённое этническое (племенное) значение, о чём тоже говорит Хаворт и приводит выдержку из книги Френа: «О Хазарии». Ибн-Хаукан говорит, что Кхасары отличались по языку от тюрков. Ахмет-бен-Фоэлан тоже утверждает, что язык хазар иной, чем Персидский и тюрский. Арабский геграф Ибн-Эн-Этир и Шемад-ад-Дин связывают Кхасер с Грузинами и Армянами. «Кхасар по языку не схожи ни с тюрками, ни с персами, ни с русами. Их речь такая же, как у болгар. По внешнему виду они не похожи на тюрков. Одни Кхасары чёрные, такого же цвета тёмного, как Индусы, а другие светлой кожи, красивой и благородной внешности с тёмными волосами».

Хазары вели с переменным успехом войну против арабов, на протяжении 80 лет, главным образом не потому, что их манил благородный климат Армении или богатство Юга, ибо таковыми они сами обладали в громаднейших размерах, ведя обширную торговлю, а потому, что Арабы притесняли народ страны Казахии, расположенной тогда в междуречьи р. р. Аракса и Куры, заставляя казахов уходить в горы или Грузии или Кавказа, к своим единоплеменникам.

А вообще, правовой порядок Хазарии, строгая веротерпимость, феодало-демократический строй привлекали к Хазарии многие народы. В столице Итиль, при устье Волги, одних купцов было до 10 000 человек. Верховный Суд находился в Итиле. Право и справедливость находились в ведении сонма Семи судей: два магометанина судили по закону Пророка; два хазара-иудея руководились законами Израиля; два христианина — Евангельскими Правилами; один судья назначался для руссов (не «русских» только, прим. Автора), славян и других язычников, - он выносил приговор или по совету магометанских судей или руководствовался Законами Природы.

В хазарии добывались: медь, серебро, золото, но благосостояние жителей основывалось, главным образом, на широкой торговле, имея в своём распоряжении водные пути: Волги, Дона, Днепра и моря: Каспийское, Азовское и Чёрное. Своей торговлей Хазария достигала наивысшего расцвета, при обилиивдобавок громадных пастбищ для многочисленного скотоводства и интенсивного земледелия на Дону и Кубани. В окрестностях богатейших городов: Беланджера, Семендера на р. Сулак и Хамлиджа тянулись пышные виноградники.

Рыболовство тоже расцветало: осетровая икра, вяленая, солёная рыба прельщало аппетиты Запада и Востока.

В 860 году, в столицу Итиль прибыл равноапостольный Константин Философ, именуемый в монашестве Кириллом. Он вёл беседы с магометанами, с сарацинами от Евфрата, с Хазарами, с Касогами, Кассарами, с евреями. Многие приняли христианство, в том числе и наши предки Казачьего народа, подготовленные ещё до этого времени проповедями Св. Андрея Первозванного.

Христианство в Хазарии получило широкое распространение. О этом говорит ряд исторических свидетельств, а для крепости Саркел и археологических.

В житии Грузинского мученика Або Тифлисского говорится, что около 780 года он ездил в столицу Итиль, которая представляла собой крупный христианский центр. Сам Або Тифлисский принял крещение в Итиле. По городам и сёлам были церкви.

В первой половине VIII века из Византии появились евреи. Эмиграция евреев была вызвана тем, что император Лев Исаир в 723 году приказал насильно обращать в христианство магометан и иудеев, а последних, видя безуспешность христианизации, он изгнал совсем из страны. Эти евреи разместились по городам «гостеприимной страны Казаров» и, отличаясь торговыми способностями, заслужили доверие у хазарских правителей, которые постепенно стали склоняться к иудейству. Первым принял иудейство Коган Булан, и с этого момента, когда был издан закон, по которому трон должен переходить только лицам иудейской веры, правители обособились от народных масс особым ритуальным обрядом и особым миросозерцанием и это, естественно, способствовало упадку популярности кагана в Хазарской Федерации.

Археология утверждает: «Могильники изобилуют массой монет соседних стран, ни в какой другой период своей истории население Северного Кавказа не обладало таким множеством украшений из драгоценных камней и металлов не местного производства, как в этот период. Двор кагана блистал чрезвычайной роскошью. Дворец был позолочен. Двери в салон кагана и его трон были из чистого золота.

Вся эта роскошь вливала в правящий слой чувства беспечности и праздности, а в соседних народах — громадную зависть и рождало стремление захвата сказочных богатств.

Вытекают ли причины падений империй вообще на основ божественных истин — быть равными в среде человечества нашей кормилицы Земли, не только в духовном, но и в материальном смысле, или же причиной этих сокрушительных падений империй является только личная жажда захвата непринадлежащего, но так или иначе, а блистательная Хазарская Федерация пала в скором времени.

Если первоначальные зачатки Хазарии были разрушены блистательным бандитом Атиллой, то печальный Рок уже указывал Северо-Кавказцам, что в ближайшем будущем появится такой же блистательный грабитель не с Востока, а с Запада.

Учитывая все эти обстоятельства, проснувшийся из состояния беспечности Каган, обратился к императору Теофилу с просьбой построить крепость на Дону для защиты от западных варягов. Прибыл целый византийский флот с инженером Петроною и сильная крепость Саркел была сооружена.

Местоположение этой крепости долгое время не было известно современникам, но археологические раскопки, как сообщает профессор археолог М. А. Миллер, локализовано и развалины вскрыты, в районе хутора Попова, Цымлянской станицы, на Дону, где на костях и крови наших предков, были одни из самых лучших пород Мира виноградники, вина которых ценились выше всех вин Европы и Азии. Теперь это золотое место служит дном Цимлянского моря, как результат прорытия канала между Волгой и Доном.

Страниц: 1
Опубликовано: 26.02.15 | Просмотров: 1663 | [ + ]   [ - ]   | Печать