Cossack Казак

Теги
Назаренко Науменко Сагайдачный Крым Испания Казаки России Германия ВВД Воронеж язык Александр Таболаев Копанский Юрий Пономарев Борис Мелехин Кущевская Колодежное Ростов Азовское осадное сидение Азов «Казачья воля» суд АКВ Аргентина Илья Чаповский фольклор казачий Старочеркасская фестиваль Абхазия Казачий Народ обращение никель Хопер иностранный легион Атаманский пернач шашка Лиенц Борис Алмазов Петербург Новороссия Блазнин Ставрополь Всемирный конгресс казаков Новохоперск Австралия Калитвинская Чернецов словарь Россия Туроверов Гундоровская Горячеводск Крымск саратовские казаки генетика Спас Украинское реестровое казачество Белая армия Казакия круг ЧОКО Каледин Новочеркасск Мелихов Дело Бекетова Армения памятник МАКО Гражданская война Русская Голгофа эмиграция мигранты донские казаки казаки Дон Юдин казачество Водолацкий Эстонское казачье товарищество Анатолий Шевченко Андрей Грицков Лемнос Рязань ЦКВ терские казаки конгресс Кубанский казачий хор Кубань ККВ Кавказ Медведев реестр ДКР МКО Ессентуки Украина ОКВ Дутов Оренбург перепись Волгоград джигитовка Еланская мемориал музей Ставрополье Сирко геноцид Приднестровье ЧКВ черноморцы

Мы живём на разных планетах

Внучки - «некрасовочки» давят первый виноград
Нынешняя повседневность глазами людей из Средневековья, живущих среди нас

Внучки - «некрасовочки» давят первый виноград

Путешествие на «машине времени» невозможно – это факт. Но вот, оказавшись в гостях у хозяина Левокумского района Ставрополья Сергея Лысенко, я сумел совершить такое путешествие во времени и посмотреть на нашу жизнь глазами людей из прошлого.

Сергей Лысенко – глава Левокумского района Ставрополья, хранитель казачьего домаСергей Лысенко – глава Левокумского района Ставрополья, хранитель казачьего дома

Трудно поверить, но эти люди были воспитаны в религиозно-этических нормах Средневековья! Вот представьте себе средневекового человека на вашей кухне, в вашем офисе, перед вашим телевизором. Кино, да и только! Комедия для Гайдая. Либо вообразите сами себя в средневековые времена – без офиса и мобильника. Без НТВ и «Танцев со звёздами». Это уже трагедия. Сплошной Шекспир.

И вот что увидели в СССР образца 1936 года казаки-некрасовцы, вернувшиеся по приглашению Сталина на родину из Турции, которая приютила их ещё при царе и, в общем-то, не мешала им оставаться самим собой даже на чужбине. (некрасовцы - по имени своего атамана и идеолога Игната Некрасова).

Первое, что увидели наши казаки, было пьянство на этой земле. Замаскированное под застолье. Выпивка по поводу и без повода. На радостях и с горя. Плюс ко всему им нашли работу на виноградниках. Прямо в винном совхозе! Ну, за благополучное возвращение, товарищи! И алкоголизм, которого новые жители этой земли не знали со времён своих прапрадедов, стал подрывать генетику этих людей. Словно тонкая ржа незаметно съедает большой корабль. Нельзя сказать, что они растворились среди пьющего населения. Но и противостоять этому хлебосольному настроению они не смогли. Сегодня казачьи дети и внуки уже не шарахаются от лишней рюмки.

Если пить – так самоварами!
Если пить – так самоварами!

Второе, такое же страшное для новичков Левокумья. Оказавшись в СССР 30-х годов, они узнали о так называемом узаконенном воровстве. Оказывается, все и вся пользуются государственным имуществом с полей и виноградников, с заводов. А ведь воровство во все времена считалось преступлением. У казаков-некрасовцев  с этим делом было особенно строго. Государство наказывает за это своим способом, церковь – своим, казаки-некрасовцы придерживались своих, ещё более жёстких правил. Верующий всегда должен каяться об этом на исповеди. Здесь же, в новых краях, иное дело. Оказывается, за государственное имущество, взятое с полей и ферм,  каяться не надо. Этому их научили в первую очередь. Вернее, во вторую – после выпивки.

И на праздники, и в будни они одевались, в принципе, одинаково
И на праздники, и в будни они одевались, в принципе, одинаково

Удивили пришельцев и свободные межнациональные браки. Причём здесь никакой политики, никакого «разжигания». Просто я пересказываю все степени казачьего удивления - по нарастающей. 1. Пьянка. 2. Воровство. 3.Безграничные браки.

Они были в полном недоумении от увиденного! Даже оказавшись в своё время за границей России, они не смешивались с окружающим населением – турками. Здесь же, в советской России, не просто царили интернациональные нравы, но это ещё и поощрялось. Русская душа свободно ложилась под душу иноверца, в то время как иноверец, соблюдая свои, иноверческие законы, брал в жёны только своих. Как и казаки-некрасовцы.

И последнее. Тоже из самого для них страшного. Свободная, с точки зрения Средневековья, этика. Распад института семьи, неподчинение детей родителям, право разводиться и, наконец, право совершать аборты. Для людей, воспитанных в принципиально иных религиозно-этических нормах, всё увиденное имело слишком уж отрицательное воздействие и большие последствия. Потерян страх Божий – вот что самое страшное.

Первые годы пришельцы жили в шоке. Потом привыкли. Стали, как все. Их сегодня особо и не отличишь от других жителей станицы Левокумская – самый винный и самый, наверное, благополучный район Ставрополья, родина советских совхозов-миллионеров. Кто читал, кто ещё помнит «Таёжный тупик» Василия Пескова в «Комсомолке» прежних лет, тот должен знать, что сибирские староверы по сравнению с казаками-некрасовцами – дети малые.

Некрасовцы ушли с Дона сразу после поражения Булавинского восстания (1707-1709), спасаясь от истребления царскими солдатами, такими же горемыками, как и они сами. Некрасовцы воевали за землю, за волю, за свой народ. Были вспышки отчаянной смелости почти без организации, с предельно наивной идеологией, типа, «погулять» по чисту полю, уничтожая по дороге бояр, дворян и «немцев».

Между прочим, тем первым царём, который сковырнул казаков как краеугольный камень в фундаменте России, был Пётр Первый. А ведь именно они, мои земляки – казаки, и присоединили к России больше половины новых земель – до Аляски!

И родилась здесь, в низовьях Кубани, на земле крымских ханов, Кубанская республика. Причём местные властители не препятствовали казакам селиться рядом. С такими соседями-заступниками не страшен ни Пётр Первый, ни хан последний.

Как жили? - А как и жить человеку надобно. «Младший сын живёт с родителями». «За обиду жены круг (казачий круг) наказывает мужа, а ей даёт развод». «За измену мужу жену карают смертью».

Денег, в общем-то, не было. Каждый казак в день «весеннего Георгия» получал треть своей доли за вычетом взятого аванса. Треть расходовалась «на войско», треть - на церковь, школу, помощь престарелым и больным.

Никаких тебе банкиров-мерзавцев-процентовщиков! «Наживать добро можно только трудом». «Торговлей казак заниматься не должен».

При церкви полагалась школа. Все мужчины были грамотны, многие женщины тоже. Мелкие поступки карались розгами. Для должностных лиц не делалось исключения. По окончании наказания совершался ритуал «прощения вины»: атаман ударял палкой по плечу провинившегося и говорил: «Ну, Бог те простит, впредь не греши». Если же казак полностью лишался общественного доверия, круг мог отказать ему в прощении. В этом случае он оказывался лишённым казачьих прав и исключался из общины. Наверное, в этом и заключался один из главных секретов общинной прочности – в чуждом отчуждении.

Воины - внимание! – не грабили даже неприятеля: «Неправедно нажитое добро не идёт впрок». Поэтому даже оказавшись на чужбине, в Турции, они оставались самими собой. Бодрость, энергия, трезвость, внутренняя сила некрасовцев – даже турецкие султаны ценили наших казаков. За их честность им поручалась, например, охрана турецкой воинской казны.

Сокрушительный удар по нашим казакам в Турции нанёс, естественно, капитализм. «По законам Игната Некрасова мы жили до Кемаля», - по сей день сокрушаются некрасовцы. Турецкая республика ликвидировала самостоятельность казачьей общины. Но тут товарищ Сталин, как всегда, сориентировался  и пригласил их обратно, на Ставрополье.

Встретили их хорошо, по-настоящему. Выделили лучший в станице дом (Дом культуры). Теперь это музей, который глава Левокумского района Сергей Лысенко содержит, как «свет в окошке», дескать, вот она – настоящая русская жизнь!

И был совхоз-миллионер, и была по-настоящему счастливая жизнь. «Как хорошо мы плохо жили!» Одного старовера даже в партию протащили! Но и из церкви не вытащили.

Сегодня всё не так, грустит хозяин района. Уходит Вера. Ей на смену приходит нынешнее и во многом справедливое: «доверяй, но проверяй».

А ведь русский народ без Веры и без православия - дерьмо собачье, а не народ! За точность этой злой цитаты из Достоевского Сергей Лысенко не ручается, но по сути – так.

Заметьте, мы говорим о наших пришельцах ещё довоенного образца, когда всё было совсем не так, как нынче. Да, было пьянство, но сегодня работящие ставропольские мужики, в принципе, и не пьют - только работу давай! И воровство в силу нарождения частной собственности сходит на нет. Попробуй, возьми чужого барана в отаре дагестанского пастуха - лучше не пробовать!

Но тогда почему же всякий раз со сменой строя в нашей стране мы словно оказываемся на другой планете? Что в 1917-м, что в 1993-м. Почему всякий раз рубим концы, как моряк перед штормом? И наш корабль уносит в открытое море, и считают себя прикованными к этой «галере» и матросы, и сам капитан…

Любимый сюжет фантастов – пришельцы. Которые со своим уставом да в чужой монастырь. В «Войне миров» Уэллса они просто вымерли. А на Ставрополье – растворились среди других. И сегодня, оказавшись в этой «машине времени» из Левокумской станицы, я откровенно и не скажу, не знаю, чему учит эта история? Какой вывод о моральной кончине казаков-некрасовцев, равно как и о кончине сибирских староверов Лыковых? Могу только одно: в годы шумной известности «Таёжного тупика» я жил в тех краях, на Енисее, и честно говорил автору «Таёжного тупика», что лучше… не трогать этих староверов. Просто ничего не писать, не говорить о них. Так будет лучше. Для них будет лучше. Возможно, я был неправ. Но и Лыковы один за другим перемёрли, заснули, как рыба на берегу. И Василий Михайлович Песков тут действительно не причём. «Причём» - принципиально новая жизнь. И даже великий Песков не сможет подложить тормозные башмаки под колёса этого безумного локомотива по имени Русская Жизнь.

Для детей, рожденных в 90-е годы прошлого столетия, советская страна – это такая же неизвестная планета, и мы, жившие на ней, - такие же пришельцы-»некрасовцы» для этих уже взрослых детей. Которые уже готовы спросить: а почему это вы, господа-товарищи, сдали нашу страну, наш СССР в утиль?!

По учёному это называется атомизацией населения. Общество, лишённое большой идеи, мигом распадается на атомы. В итоге мы все действительно оказались на разных планетах. Только вот планеты у всех разные. Как в той частушке советских ещё времён:

Народ и партия едины,
Но как по-разному едим мы!

В итоге каждый живёт как может. Кто действительно на своей планете, кто на астероиде, большинство – на осколках прошлого.

В годы хрущёвской политической оттепели разбор этого полёта обычно проходил на кухне. Бутылка водки, плавленый сырок «дружба» за 14 коп. и вечный, нескончаемый и всё более бесполезный спор о смысле жизни.

Сегодня мы снова, кажется, переселяемся на кухни. Отмитинговали-отметелили - начался к амеральный, как говорят геологи, период осмысления.

Особенно смешно это выглядит в Израиле. Бывший наш народ ставит всё ту же поллитровку на той же кухне, включает телик (русский канал), и со слезами на глазах кроет нынешнюю нашу «советскую» власть!

И это - самый сентиментальный вариант осмысления прошлого и, естественно, будущего.

А вот те же казаки-некрасовцы вели свои, «кухонные» разборки с теми же соседями- старообрядцами не так сентиментально. В итоге у обеих сторон не раз и не два складывалась следующая установка: убивать тех, «кто люлькой не смердит», или же наоборот, «кто смердит» (курит или не курит трубку).

На том и закончим. Без моралите. И так всё ясно.

volgograd.kp.ru, 24.03.11

 

Страниц: 1
Опубликовано: 27.03.11 | Просмотров: 4054 | [ + ]   [ - ]   | Печать
Самый дешёвый Недорогой интернет магазин одежды с бесплатной доставкой.
© 2018 All right reserved Cossack.SU Partners