Cossack Казак

Теги
Назаренко Науменко Сагайдачный Крым Испания Казаки России Германия ВВД Воронеж язык Александр Таболаев Копанский Юрий Пономарев Борис Мелехин Кущевская Колодежное Ростов Азовское осадное сидение Азов «Казачья воля» суд АКВ Аргентина Илья Чаповский фольклор казачий Старочеркасская фестиваль Абхазия Казачий Народ обращение никель Хопер иностранный легион Атаманский пернач шашка Лиенц Борис Алмазов Петербург Новороссия Блазнин Ставрополь Всемирный конгресс казаков Новохоперск Австралия Калитвинская Чернецов словарь Россия Туроверов Гундоровская Горячеводск Крымск саратовские казаки генетика Спас Украинское реестровое казачество Белая армия Казакия круг ЧОКО Каледин Новочеркасск Мелихов Дело Бекетова Армения памятник МАКО Гражданская война Русская Голгофа эмиграция мигранты донские казаки казаки Дон Юдин казачество Водолацкий Эстонское казачье товарищество Анатолий Шевченко Андрей Грицков Лемнос Рязань ЦКВ терские казаки конгресс Кубанский казачий хор Кубань ККВ Кавказ Медведев реестр ДКР МКО Ессентуки Украина ОКВ Дутов Оренбург перепись Волгоград джигитовка Еланская мемориал музей Ставрополье Сирко геноцид Приднестровье ЧКВ черноморцы

Про казака Сирко, который в волка превращался

Художник Сергей Якутович: об «Урус-Шайтане» и тренде сезона

После шумного кинопроекта на «казацкую» тему — фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба» — украинский художник Сергей Якутович продолжил разрабатывать эту же тему. Но уже на сцене. Национальный театр имени Ивана Франко на следующей неделе представит премьеру спектакля с очень длинным названием. «Урус-Шайтан: байки про Сірка — кошового отамана, шевальє д’Артаньяна та турецького султана» (автор идеи, автор текста и режиссер-постановщик Игорь Афанасьев).

В центре постановки (ее уже называют «самым дорогим драматическим спектаклем последнего времени», так как бюджет колеблется в пределах миллиона гривен) — загадочная личность Ивана Сирко. О нем не меньше мифов, чем о героях Древней Греции. Каким же увидел художник Якутович знаменитого Сирко — казака, умевшего воскрешать мертвых и превращаться в волка? 

«Іван Сірко». Харьковский художественный музей
 
«Іван Сірко». Харьковский художественный музей
На самом деле о кошевом атамане Сирко существует много разных легенд., перелистайте страницы разных источников — в библиотеках ли, в Интернете. Рассказывают, например, что… а) казак Сирко не проиграл ни одного сражения; б) подписал знаменитое письмо запорожцев турецкому султану; в) участвовал во взятии крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны; г) после смерти атамана казаки побеждали врагов, выставляя вперед его отрезанную руку… Еще в 1812-м эту руку Сирко три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы: и судьба войны была решена. Сирко также называли оборотнем, характерником, а турки — Урус-Шайтаном. 

Год и место рождения атамана неизвестны. По некоторым данным, родился в начале XVII века, примерно между 1605—1610 годами, в семье шляхтича на Подолье.

По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины. Согласно преданию, уже рождение Сирко было весьма необычным: мальчик родился сразу с зубами, чем перепугал присутствующих! Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов». Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской. И это было оправданно, потому что с детства будущий казак проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными…

Сирко совершил около 50 военных походов, не потерпел ни одного поражения.

О нем говорили совершенно невероятные вещи… Мол, его не берут ни пуля, ни меч, он — оборотень, который может превращаться в волка! И еще — он «великий характерник». Так в Запорожской Сечи называли людей, которых сегодня величали бы магами или экстрасенсами.

Казакам-характерникам, владевшим тайными знаниями, приписывали разные умения: находить и прятать клады, заговаривать раны. И, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой!»

«Сирко» — один из эпитетов волка. Существуют легенды, согласно которым казак-характерник превращается в зверя, чтобы попасть в иной мир и вернуть к жизни умирающего или только что умершего товарища. Это можно сделать лишь… в облике волка.

Этот воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов! Сирко завещал казакам после его смерти отрезать свою правую руку — и ходить с ней в походы…

Казаки выполнили завет. И, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирко с нами!» А казаки верили: где рука — там и удача. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи… А на могиле Сирко сделали надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, тот будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

* * *

— Наш спектакль «Урус-Шайтан» — это байка, потому и сценическая подача материала весьма условная, — рассказывает «ЗН» Сергей Якутович. — Каждый имеет свою версию и свой взгляд на те события. Мне нравится, что будущий спектакль никого из исторических персонажей не унижает… Само действие начинается еще «до» зачатия Сирко. Есть история его деда, потом отца. В самом действе три свадьбы — сначала деда, потом отца, а потом и самого Сирко. Женские роли в спектакле более формальные: султанша, соседки, целый гарем. Также спектакль весьма многонациональный: у нас есть испанцы, французы, евреи, поляки, русские, татары, турки. Много юмора, но шутки достаточно мягкие.

Но главное: на сцене нет крови, почти никто никого не убивает. Хотя напряжение сценического действа ощутимо.

— Сергей Георгиевич, а что более всего вас привлекло в личности Сирко: легенды, которых много? Или правда, а ее недостаточно?

— И в написанном о Сирко нет ничего общего с тем, что мы делаем на сцене. Было и такое: Сирко брал татарских детей за ноги и разбивал о ступеньки мечети! Также резал всех, кто только попадал к нему в плен!

Когда-то в фильме Ильенко был образ Сирко… Якобы Сирко поймал молодого Мазепу и приказал его казнить. Ну а дальше — разные легенды: он вроде его помиловал. Юрий Герасимович сказал мне, что было бы интересно сделать из Сирко «рокера». И мы его нарядили в «рокерский костюм»: прическа специальная, весь в шрамах, даже шаровары придумали из змеиных шкур.

…Когда-то давно у меня был мастер-класс в школе. И я принес туда свои рисунки. Развесил их... И дети, посмотрев на моих казаков, говорят: «Ух ты! Да это же самураи!» Я им и отвечаю: «Так и есть: казаки — это наши украинские самураи…» В какой-то мере и Сирко — самурай.

— Как вы оказались в театре?

— Меня на постановку пригласил Богдан Ступка. Он почему-то считает, что я крупный специалист в «казачьей» теме… Мы вместе работали на «Тарасе Бульбе». Потом прочел текст Игоря Афанасьева… Удивительная вещь! Кстати, мы с Игорем параллельно прожили в Киеве жизнь и никогда не сталкивались, хотя у нас много общих знакомых.

После прочтения сценария многое для меня оставалось загадкой. Спрашивал у Ступки: как это «сіли на коней та й поїхали»? А он отвечал: так я же тебя для этого и пригласил, чтобы ты придумал «как»!

Я вообще нетеатральный человек. И раньше с иронией относился к «нашему» театральному искусству. Но в связи с «Сирко» я начал ходить в театр. И у меня сложилось определенное мнение о франковцах. Очень понравился мюзикл Игоря Афанасьева «Эдит Пиаф». Особенно потрясла актриса Татьяна Михина… Я просто обалдел от такого спектакля!

И уже когда прочитал план инсценировки, а потом встретился с режиссером Афанасьевым, то вошел в эту работу, мы обсудили реквизит. Оказалось: в театре многого нет, потому что регулярно все списывается. Я понял, что в театре и художнику нужно думать обо всем: где найти ткани, как их заказать и в каком количестве. Представьте, здесь, в театре, я на старости лет начал разбираться в «крое». Почувствовал себя таким старым мудрым кутюрье…

Скажу: театр — вещь потрясающая в отличие от киногруппы, когда все приезжают-уезжают, собираются-расходятся. Там — жесткое производство. А тут — семья! Сейчас я себя чувствую героем «Театрального романа» Булгакова… Чувствую: без этого театра уже не могу, подсел на него, как на иглу…

— Вы рисовали костюмы, еще не зная актеров? Или на каких-то актеров «примеряли» глазом костюмы заранее?

— На этапе эскизов попросил буклет с фотографиями актеров… Но я довольно ироничный человек — и костюмы получились очень ироничные.

Я лишь после того, как сделал эти костюмы, прочел: тренд нового сезона — серый твид и набивные ткани серебром! И главное — приталенные фасоны. Это все народное, но все повторяется. Мне, например, становится немного не по себе, когда вижу в Пирогове пожилых женщин, одетых в девичьи костюмы. И они считают себя носительницами украинской культуры. Только в Западной Украине и в Карпатах сохранилось здоровое отношение к материальной культуре. А здесь — попса, да и только. Поэтому мне и захотелось избежать риторики, назидательности.

— Вы наслышаны о бюджете этой постановки? При таком обилии костюмов и декораций?

— Когда делал костюмы, то директор театра Франко Михаил Захаревич меня поблагодарил, сказав, что удалось выполнить эту работу без чрезмерных для театрального бюджета затрат. Я также попытался избежать лишних «мехов». Но все равно из-за массовости постановки общая сумма выходит немалая. Ведь задействован почти весь состав театра. В будущем спектакль можно будет играть даже на стадионах.

В театре говорят, что это первая здесь постановка с таким количеством участников.

— Вы уже оценили другие постановки этого театра в плане художественного решения и костюмов? 

Эскиз Сергея Якутовича к спектаклю «Урус-Шайтан»
 
Эскиз Сергея Якутовича к спектаклю «Урус-Шайтан»
— Пробел театра — в некоторых цветовых решениях, в некоей аляповатости костюмов… И это не потому, что я художник-график и рисую преимущественно в черно-белых тонах. Нужно понимать, что создаем на сцене исторический костюм, который никогда не был пестрым. Поэтому в «Байці про Сірка» все костюмы сшиты из одной ткани. В основном в серых тонах. Подобрали потрясающий тепло-серый лен и пошили чудесные шаровары. Молодые франковцы говорят, что это «писк моды», и можно хоть сейчас в них выходить на улицу. Увы, не все умеют эти костюмы носить. Это немножко обижает. 

В театре есть интересные колоритные украинские постановки, но почему-то актеры играют украинцев «расхлябано». Не понимают, что костюм нужно застегнуть на все пуговицы. И начинается: «Мне дышать трудно!» А я говорю: «Нужно живот убрать, и будет все нормально!».

Впрочем, законы театра совершенно другие, нежели законы изобразительного искусства и кино… Это пространство трехмерное. И надо это пространство решить, чтобы оно работало. Ведь на сцене одновременно будет 35 человек, тем более бесконечная смена декораций…

У нас на сцене три огромных стола, которые могут абсолютно бесшумно трансформироваться. Потому «внутри» сцены можно осуществлять много действий. Столы могут превратиться в ров, в корабль. Также у нас есть колодец-журавль, опущенный в оркестровую яму. И оттуда постоянно что-то вытаскивают. Конечно, не все из задуманного воплотилось…

А в костюмах было интересно манипулировать именно серым цветом… Например, как из серого сделать турецкого султана? Или Наполеона?

— И как?

— Дело в деталях. Это погоны, шапки, знамена, хоругви, пики.

— В костюмах вы избежали вышиванок, венков, красных шаровар? 

Эскиз Сергея Якутовича к спектаклю «Урус-Шайтан»
 
Эскиз Сергея Якутовича к спектаклю «Урус-Шайтан»
— Сейчас царствует «псевдоукраинский» стиль. Когда все национальное подается гипертрофировано — меха, цветы! А нужно вернуться к истокам. Когда я посмотрел польские гравюры, где изображены украинцы, то там все скромно: никакой вышивки, «цветочков». Актрисы поначалу возмущались: «А как же без вышиванки? Мы же привыкли!» Когда начинается стилизация под наив, нужно понимать, что наив бывает и хорошим, и плохим. Это как утверждение своей второсортности: мол, наше сало самое вкусное! Нужно вспомнить лучшее, что есть в истории. 

Поэтому и хотелось избежать этнографии. Что такое «шароварщина»? Это насмешка не над шароварами. А само понятие пошло от режиссера Шарварко, продолжателя колониальной украинской культуры… Дескать, «такі ми всі українці, гоп-гоп!» Помню, как от этого страдал еще мой отец, он даже не смог наслаждаться танцами ансамбля Вирского.

Представьте: каждое украинское село должно было отправить на Сечь пять реестровых казаков. И одеть их! Летом это были холщевые шаровары, такая же рубашка и жупан. А зимой — суконный жупан и валенки. И думаете, какого это цвета? Серого! Я читал историю руссов: шел отряд, на него напали татары, всех порубили. И описывается: они лежали «як гуси на траві». А красные кармазиновые штаны — самая дорогая на то время ткань. Только магнаты ее могли себе позволить. Тем более, что запорожские казаки даже в сером костюме могли «цеплять» на себя что угодно. Наподобие рокеров! Они в коже, а дальше — бирюльки-висюльки… Поэтому, когда представляешь себе, «как это было», думаешь, что и люди, и их взаимоотношения не меняются, а изменяются лишь акценты. Ну что с того, что люди сегодня имеют доступ к компьютеру? Они разве умнее от этого стали?

Меня привлекла история Сирко прежде всего тем, что здесь не только украинская история, а наоборот, — общая. Контекст там потрясающий: французы, испанцы, турки, поляки. И, конечно, русские. Действо заканчивается Кутузовым и Наполеоном. У нас есть даже… д’Артаньян. Вспоминаю диалог знаменитого Гюстава Флобера со своим кредитором: «Вы меня не обижайте, потому что во мне течет запорожская кровь, я дикий!» 

Эскиз Сергея Якутовича к спектаклю «Урус-Шайтан»
 
Эскиз Сергея Якутовича к спектаклю «Урус-Шайтан»
...Делаем легенду. Поэтому в конце действа Сирко и превращается… в волка. Сирко играет Владимир Нечипоренко. Положительный хороший персонаж. Когда гримировали его, то сделали большие усы, а волосы слегка посеребрили. Ему понравилось! Вообще актеры — как дети. Например, Лесь Заднепровский в «Урус-Шайтане» играет несколько ролей. И он каждый день ходил в пошивочный цех, все контролировал. Однажды принес толстую книгу «Наполеоновские войны». Я доказывал этому замечательному актеру, что не может все быть достоверным со стопроцентной точностью. Ведь и сама легенда про Сирко во многом выдумка…

http://www.zn.ua/3000/3680/71082/

zn.ua, 18.12.10

Опубликовано: 19.12.10 17:43 | Просмотров: 2706 | [ + ]   [ - ]   | Печать
Тэги : Сирко
Рекомендуем
Доступно только пользователям

Вход

Имя:

Пароль:



Забыли пароль?

Регистрация


© 2018 All right reserved Cossack.SU Partners